24-25 июля БОРОВСКОЕ

24-25 июля приглашаем в паломническую поездку в Женский монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы, с. Боровское Шадринской епархии Курганской области.

Отправление от Свято-Симеоновского кафедрального собор г. Челябинска

в 7-00 утра.

Запись на поездку при условии 100% предоплаты в регистратуре Свято-Симеоновского кафедрального собора (ул. Кыштымская, 32). При себе иметь паспорт.

Стоимость пожертвования за поездку: 1400+500* ₽

*(пожертвование за проживание и трапезу).

По всем вопросам обращаться в Паломническую службу по телефонам:

790-92-89 и 8-919-346-30-67.

Отправляясь в паломничество, всем паломникам необходимо иметь при себе паспорт и медицинский полис!

Женский монастырь основан при бывшей приходской Никольской церкви села Боровского. Устройство обители начато в 1992, официально получен статус монастыря в 2000. Расположен в пяти км от города Катайска – одного из районных центров Курганской области. История монастыря берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель.

Храмы:

Церковь Александры Царицы в Боровском монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы

Церковь Иоанна Кронштадтского в Боровском монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы

Церковь Николая Чудотворца в Боровском монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы

Церковь-часовня Троицы Живоначальной в Боровском монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы

Часовня Аркадия (Гаряева) в Боровском монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы

Часовня Михаила Архангела в Боровском монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы

 

Святыни:

Список Иверской иконы Божией Матери

Икона Божией Матери Похвала Пресвятой Богородицы

Мощи сщмч. Аркадия Боровского (ХХ в.)

 

Церковь Николая Чудотворца в Боровском:

В 1863 г. 8 октября в селе Боровском была заложена церковь, в которой с 1869г. начались регулярные богослужения. Это шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сёл – мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы всё копаетесь. Однако, Бог судил по-своему: настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов нескольких близлежащих районов пережить его было суждено лишь Боровскому Свято-Никольскому. Кто знает, может, именно за эту основательность боровчан Господь уготовал их храму оставаться единственным островком Православия на всём пространстве от Свердловска до Шадринска (в которых ещё оставались действующие храмы) в течение советского периода.

В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо видна на железнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые реки людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а «хвост» людской тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров. Верующие стекались отовсюду: из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово – всех окрестных городов и весей. Удивителен Промысел Божий – простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. На клиросе пели монахини из разорённых обителей: Колчеданского, Верхтеченского и других монастырей.

 

Община

Но вот время гонений закончилось — повсюду стали восстанавливаться храмы, верующие вновь обретали приходы в своих родных городах и деревнях, и количество прихожан боровской церкви значительно сократилось. Когда в 1989 году приход возглавил новый настоятель, иерей Александр Никулин, встал вопрос о возрождении полноценной духовной жизни. Отец Александр видел необходимость создания крепкой церковной общины. К тому времени уже произошло открытие многих общероссийских святынь и древних духовных оплотов Православия: Дивеево, Валаама, Оптиной пустыни и других. Это вдохновило к подражанию и будущих устроителей Боровской обители. С 1992 года начинается устроение церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными устами и единым сердцем» славящей Господа. Всё становится общим – скорби, радости, заботы и нужды.

Главное же, что объединяло первых насельниц – спасение души через обретение молитвенного, монашеского устроения. Помогал им в этом духовный опыт и заветы старца – иеромонаха Павла (Чазова)(1924 – 1997), духовника о. Александра. К новосозданной общине притекали те, кто хотел всецело посвятить себя служению Господу; те, кто, оставив попечения о временном, возжелали вечных, истинных радостей в Боге. Эти стремления и молитвенный дух стали основой, на которой вырастал монастырь.

 

Богородичный садик:

В духовном смысле любой монастырь есть сад. Сад, где, подобно благоуханным цветам, под Покровом Божией матери взращиваются для Господа души людей. Наверное, именно поэтому во многих обителях есть свой сад – как зримый образ того пути, который проходит душа, очищаясь и возрастая в Боге. Чтобы иметь перед собой картину духовного мира, берём подобие у самой природы – нерукотворного храма Божия. Вырываются сорняки, навсегда иссохшие ветви обрезаются, каждому цветку или дереву подбирается именно то место, где они вырастут во всей своей красе. То же происходит и с человеческой душой, желающей освободиться от страстей и возрасти духовно. Вот эту икону духовной жизни – сад – имеет у себя и монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы.

Посвящён он нашей Небесной Заступнице, потому и называется Богородичным. Его обустройство началось одновременно с созданием обители. Вручную были засыпаны болотца, очищена от мусора и сорняков земля. Особенностью садика является то, что цветы и деревья для посадки в нём свозились со всех концов Урала, чтобы вся уральская земля совершила здесь своё безмолвное приношение Царице Небесной.

В самом центре Богородичного садика красуется деревянный храм-часовня. Выстроенный в древнерусском стиле, он образно связывает прошлое и настоящее Святой Руси. Необычен его иконостас: он сплетён из лозы.

В садике ежедневно совершается Богородичное правило, которое насельницы обители творят, проходя, как по Дивеевской Канавке, по особой тропинке, окружающей Богородичный садик.

Много духовных нитей связалось здесь воедино: древнерусская часовня во времени, уральские цветы и деревья в пространстве, Канавка и Богородичное правило в духовном Небе соединяют нас со Святою Русью, поэтому именно в Богородичном садике находят своё упокоение те матушки – насельницы монастыря, чей земной путь уже окончен. А первой из них стала мученица за веру Христову инокиня Антония.

 

Инокиня Антония:

Есть особенный чин святых (мы называем их преподобномученики), которые сподобились и совершенной жизнью и страдальческой смертью засвидетельствовать, что их отечество – Дом Отца Небесного. Этого особого смотрения Божия удостоилась и инокиня монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы матушка Антония.

Ещё в мирской жизни Антонина Александровна Серёдкина (прежнее имя матушки Антонии) была отмечена знаками некоего особого Божия промысла о ней. Будучи ещё невоцерковлённой, она уже обладала ценными душевными качествами: смирением, терпением, кротостью, доверчивостью. Супружеская ее жизнь не сложилась, ей пришлось одной воспитывать сына. Преодолевая житейские трудности, укрепляя в них терпение и веру, она шла навстречу Господу. В возрасте 40 лет самостоятельно выучилась мастерски шить, приобрела портновскую специальность и вновь устроилась на работу уже не куда-нибудь, а в ризничную Курганской епархии. Спустя некоторое время, там оказался приехавший по делам о. Александр Никулин.

За множеством духовных чад, подошедших под благословение, он как-то разглядел неизвестную ему доселе Антонину, сам подозвал её и благословил деревянным нательным крестиком, освященным у Гроба Господня. Местная блаженная объяснила удивлённой такой милостью Антонине, что батюшка благословил её на монашеский путь. Вскоре Антонина впервые попала в Боровское. Ей сразу понравилось в обители, и её там полюбили, как очень трудолюбивую, доброжелательную, открытую, готовую всегда прийти на помощь. Через полгода, вскоре после женитьбы сына, она приняла решение уйти в монастырь. Упала в ноги матери со словами: «Мама, благослови!» — и не вставала, пока не получила материнского благословения (видимо, по молитвам дочери её мать, Мария, также оказалась в Боровском монастыре и окончила дни свои как монахиня Матрона).

В 1999г. 2 января (память прав. Иоанна Кронштадтского) Антонина была пострижена в иночество с именем Антония (в честь преп. Антония Великого). Неся послушание в швейной мастерской, она одновременно была келейницей схимонахини Марии, и с таким терпением и любовью ухаживала за старицей, что матушка Мария никого другого не хотела. Обычные после пострига иноческие искушения тяжко нападали на неё, но всё, что ни посылал ей Господь, претерпела до конца и спаслась благодатию Христовою и помощью Матери Божией.

24 декабря 1999 года, уже два дня пребывал в обители мироточащий образ Царя-страстотерпца Николая II, которого так возлюбила матушка Антония, что готовилась ко встрече иконы как к встрече самого Царя. Перед образом служилась праздничная служба, совершалось Таинство Соборования. Соборовалась и матушка Антония, последний раз в своей жизни. 24 декабря вечером состоялись торжественные проводы иконы, а на неусыпаемой псалтири установлено было чтение канона Царю-мученику. Мать Антония последний год жизни ежедневно читала Канон или акафист Царю; кроме того, она очень любила читать неусыпаемую псалтирь, и обязательно ночью. И в эти дни матушка никак не соглашалась заменить её на ночном чтении канона с акафистом Царю. Её время было с 3-х до 4-х часов ночи. Именно в этот час и погибла она перед аналоем с раскрытым на шестой песне каноном.

Убийство совершил рабочий скита, находящегося в 6-ти километрах от обители за заснеженной непроезжей степью, которую он за полночи пересёк, влекомый сатанинской силой. Некоторое время спустя один из прихожан, будучи на Кавказе, пришёл в пустынь в горах и сказал старцу: «У отца Александра большая скорбь в обители…». Старец ответил: «А у меня большая радость! Какую заступницу сподобились иметь на небесах!».

Полунощница в обители с тех пор совершается с 3-х до 4-х часов ночи – в память о мученической кончине матушки. Над её могилкой возводится часовня, а сестры каждую ночь после полунощницы служат там литию. Идёт подготовка к изданию жизнеописания инокини Антонии, воспоминаний о ней, и мы верим, что матушка Антония перед Лицем Божиим молится и о земном устроении, и о вечном спасении нашей обители.

 

Есть у Боровского монастыря и такой небесный заступник, который прославлен уже всей полнотой Православной Церкви. Это священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году в числе новомучеников и исповедников Российских.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АРКАДИЙ БОРОВСКОЙ (ГАРЯЕВ):

31 января (13 февраля) мы празднуем память Новомучеников и Исповедников Российских, к сонму которых принадлежит священномученик Аркадий Боровской (Гаряев).

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ.

Священник Аркадий Николаевич Гаряев родился в 1879 году в семье псаломщика Николая Гаряева. В 1891 году, ещё совсем молодым, 12-ти летним мальчиком, Аркадий Гаряев поступил в четырёхклассное Духовное училище, которое находилось в уездном городе Камышлове. После окончания училища, он уезжает в город Пермь и поступает в Пермскую Духовную семинарию. По некиим благовидным причинам, он покидает стены Пермской Духовной семинарии, проучившись в ней всего два года. В 1897 году стал служить псаломщиком (какой приход не известно), но есть сведения, что в 1904 году он состоял в причте Каменского завода.

В 1905 году псаломщик Аркадий Гаряев был рукоположен в сан диакона. В 1907 году о. Аркадий был рукоположен в сан иерея и направлен в село Петропавловское Верхотурского уезда (ныне Североуральский район). Это была огромная территория. В своём служении ему приходилось окормлять деревни, которые отстояли от его церкви на 100 и более вёрст. Отец Аркадий стал епархиальным миссионером и назначается священником Походной Казанско-Богородицкой церкви для пастырского попечения над местными вогульскими народами. Заботами о. Аркадия у причта появилась церковь-палатка. Походная церковь весила всего пять пудов. Затем он был переведён в Никито-Ивдельскую церковь Верхотурского уезда, но и там он не оставлял своего пастырского попечения о вогулах, удовлетворял их религиозные нужды и всячески о них заботился. Дом о. Аркадия часто служил местом стоянки для вогульских оленей, а вместе с тем и аудиторией для бесед с вогулами. Но вскоре и это место служения о. Аркадию пришлось покинуть. 27 февраля 1914 года он переведён в село Боровское Камышловского уезда (ныне Катайский район, Курганской области).

Заботами и трудами о. Аркадия церковь Святителя Николая благоукрасилась. Пастырская ревность не оставляла его ни в чем. Приведены в порядок земельные угодья и в короткое время построено 2 дома причта, сохранившихся до ныне, — священника и диакона, очень хороший соборный дом, в котором находилась церковно-приходская школа (в настоящее время не существует). Село Боровское стало последним местом его служения. После того как страна лишилась Удерживающего, с началом установления богоборческой власти в 1917 году созидательная деятельность о. Аркадия переходит в исповедническую и заканчивается мученической кончиной. Те же, по-видимому, бандиты из числа красных венгров, которые участвовали в расстреле Царской Семьи стали мучителями и нашего священномученика о. Аркадия Гаряева. Различные бандитские группировки ездили по деревням, грабили и убивали местных жителей, разоряли церкви и часовни, забирали золото, серебро и церковную утварь. Многие священники после таких налетов уходили из своих приходов, а также скрывались и прятались в лесах вместе с прихожанами. Отец Аркадий не покинул свой приход в это ужасное время и продолжал служить.

1 июля 1918 праздновался день святых безсребреников Космы и Дамиана, отец Аркадий по обыкновению служил литургию. В храм ворвалась банда мадьяр. Не дав окончить священнику службу, они прямо в облачении поволокли отца Аркадия из храма по дороге в сторону села Катайского. Пьяные красноармейцы жестоко расправились с мучеником. Выйдя из окрестностей Боровского села, они свернули в лес, и подошли к оврагу. Там, недалеко от сельского кладбища, они подняли батюшку на штыки, а тело его сбросили в овраг. С тех пор место это было прозвано Поповскими Ямами. После ухода „красных“ тело отца Аркадия было взято верующими и захоронено рядом с алтарём Свято-Никольского храма села Боровское.

Решением Синода от 2002 года священномученик Аркадий был причислен к лику святых в соборе Новомучеников и Исповедников Российских. И ныне он предстоит со Святыми Мучениками в молитве за нас перед престолом Вседержителя, Которому слава честь и хвала во веки веков. Аминь.

В 1986 году, почти через 70 лет после захоронения священномученика, настоятель церкви Святителя Николая в селе Боровском (никогда не закрывавшейся) ныне почивший о. Николай Покровский благословил ископать „святой колодец“ для остатков освященной воды. Когда наткнулись на кирпичную кладку гробницы на глубине двух метров, в воздухе распространилось обильное благоухание. Место вновь засыпали землей, поставили крест и об этом о. Николай поведал заступившему на его место настоятеля о. Александру Никулину. После расспроса старых прихожан стало известно, что это могила о. Аркадия. Вскоре, благодаря данным Зарубежной Церкви, стала известна дата его мученической кончины. И с этого времени, в день его памяти, стали служить великую панихиду и пропевать песнопения Новомученикам и Исповедникам Российским. В бору отыскали место гибели священномученика, Поповские Ямы, и там был установлен большой крест.

В 1996 году у святого Креста побывала вдова племянника Царя-Мученика Николая Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Почитание священномученика Аркадия стало частью жизни прихожан-паломников этой церкви и создававшегося здесь монастыря. В 2002 году по некоей благовидной причине вновь был прорыт ход к гробнице о. Аркадия. На сей раз, из гробницы был аккуратно вынут один кирпич и все присутствовавшие увидели прекрасно сохранившийся сосновый гроб, покрытый местами облупившейся зеленой краской. При июльской жаре в течение двух недель от гроба исходило тонкое благоухание. На гробницу поставили икону Святой Троицы и зажгли лампаду. Многие молились и прикладывались к очевидной святыне. Одна женщина исцелилась от своего недуга. По благословению правящего архиерея Курганской епархии Преосвященного Михаила могилку священномученика вновь прикрыли землей в ожидании судеб Божиих.

Работы по обретению святых мощей начались 6 июня 2007 года, за два дня до праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. За это время нужно было добраться до склепа, который окружал гроб, и устроить к нему удобный подход.  10 июня, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, после торжественной Литургии, которую возглавил епископ Михаил, состоялся крестный ход к месту погребения святого. Под торжественное пение гроб был открыт. Мощи священномученика облачили в красные пасхальные ризы и переложили в новый гроб, после чего крестным ходом священники перенесли мощи в храм.

В проповеди, посвященной празднику, епископ Михаил сказал: «За две тысячи лет Церковь обрела множество угодников Божиих. Но самое большое количество святых Русской Церкви принес наш окаянный XX век. Действительно, как писал Достоевский, бесы вселились в Россию и терзали ее долгие годы. Церковь была поругана, храмы разрушаемы, святые Божии избиваемы. Но это безбожное гонение принесло нам целый сонм новомучеников. И сегодня, братья и сестры, мы будем свидетелями знаменательного события в этой святой обители — обретения мощей священномученика Аркадия, который пострадал в годину лютых испытаний от безбожников-богоборцев. Я надеюсь, что по молитвам этого святого Господь укрепит нашу веру, я верю, что по его молитвам мы получим обильную Божию благодать и достигнем берега спасения».

 

Современное состояние монастыря:

В 2000-м году Боровской обители был присвоен статус монастыря. Настоятельницей стала старшая монахиня (ныне игумения) Васса. За семь лет монастырь значительно вырос. В главном храме появились два придела: правый – в честь Святых Царственных Страстотерпцев и левый – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Суббота пятой седмицы Великого Поста, когда вся Церковь поёт Акафист Взбранной Воеводе, является и обительским, и престольным праздником. Рядом с каменным вырос деревянный храм – крестильный.

Крещение в нём совершается полным погружением в специально оборудованной крестообразной купели. Таким образом, число алтарей в обители достигло шести: три в основном храме, Троицкий храм-часовня, крестильный храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и домовая церковь в память царицы Александры.

В монастыре около сорока сестер: две схимницы, монахиня, семнадцать инокинь, четырнадцать послушниц и трудницы. Совершаются общеобительские правила: Богородичное, бывающее в Богородичном садике, ежедневный крестный ход вокруг обители, полунощница, начинающаяся в 3 часа ночи (время убиения Матушки Антонии), после которой бывает посещение могилок усопших сестер.

В клире монастыря три священника и иеродиакон. Божественная Литургия совершается ежедневно. В воскресенье она предваряется пением Параклиса – молебного канона Божией Матери.

В обители большое хозяйство: есть скотный и конный дворы, несколько огородов, трапезная, гостиница для паломников, иконописная и швейная мастерские.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели