Алапаевск-Невьянск 31 марта-1 апреля

Дорогие друзья!

Приглашаем в паломническую поездку « Алапаевск-Невьянск», которая состоится 31 марта-1 апреля.

Алапаевск находится в трех  часах езды от Екатеринбурга и представляет собой тихий провинциальный городок. Живописная местность, река, двухэтажные деревянные домики. В Алапаевске находится небольшой женский монастырь в честь св. прмч. Великой княгини Елизаветы. Сестры живут в здании бывшего детского сада, во втором этаже которого расположен небольшой домовый храм. И хотя монастырь бедный и маленький, но во всей его простой обстановке чувствуется необыкновенная благодать.

Напольная школа — место заточения Великих князей

20 мая 1918 г. в г. Алапаевск по особому распоряжению Уральского совдепа были привезены Великие Князья, представители Российского Императорского Дома: Великий Князь Сергей Михайлович, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Князья Императорской крови (сыновья Великого Князя Константина Константиновича) Иоанн, Константин, Игорь, Князь Владимир Павлович Палей (сын Вел. Князя Павла Александровича). Узников поместили в здании Напольной школы (бывшей церковно-приходской), расположенной на окраине города. Учительнице  А. О. Павловской было дано распоряжение спешно освободить помещение школы. Из местной больницы привезли железные больничные кровати, простые столы и стулья.

Охрана, состоявшая из алапаевских чекистов, комиссаров, депутатов-большевиков и красноармейцев разместилась в маленькой комнате слева у входа. Вдоль длинного коридора располагались одна за другой три большие комнаты, в них разместили узников. Имелось также еще две комнаты поменьше в которых жила прислуга и располагалась кухня. Напольная школа, построенная в 1915 г. до наших дней сохранила свой первозданный вид и внутреннюю планировку помещений. Первый месяц Князья пользовались относительной свободой: они посещали по особым распоряжениям комиссара юстиции района и под присмотром охраны прикладбищенскую церковь во имя св. вмц. Екатерины для служения молебнов. Для князя Владимира Палея было разрешено посетить юродскую библиотеку. Во дворе школы находился небольшой огород, на котором князья работали. Они вскапывали грядки, садили овощи и цветы. Елизавета Феодоровна руководила посадкой в школьном огороде и князь Владимир Палей писал матери, что тетя Элла знает об овощах больше, чем кто либо из них. Школьный двор они вычистили и привели в порядок так, что там получился уютный уголок.

Гуляли узники по полю, прилегающему к школе. Обедали все в комнате Великого князя Сергея Михайловича. Великая княгиня Елизавета Феодоровна обедала отдельно у себя в комнате. Она занималась рисованием и подолгу молилась. Для вечерней молитвы все собирались в комнате Елизаветы Феодоровны и молитвы читал князь Иоанн Константинович или Великая княгиня. В школе слышались церковные песнопения, молитвы, псалмы, канты.

С 21 июня для узников был установлен тюремный режим: у заключенных отобрали все имущество и деньги, производили ночные проверки, обыски, был урезан продовольственный паек. Изъятые вещи опечатали в одной из комнат школы, в последствии их распродали через Алапаевское Обшество Потребителей. Среди вещей числилась скатерть с кисточками для поднесения хлеба-соли: «Матушка, Вел. Княгиня Елизавета Феодоровна, не откажись принять по старому русскому обычаю хлеб-соль от верных слуг Царя и Отечества. Крестьян Нейво-Алапаевской волости Верхотурского уезда».

К этому времени были удалены из Алапаевска состоявшие при Князьях доктор Гельмерсен, два лакея Ц. Круковский, И. Калин, монахини Е. Янышева, В. Яковлева. Супруга князя Иоанна Константиновича, принцесса Елена Петровна Сербская, сопровождавшая его, выехала из Алапаевска еще раньше. Разрешено было вернуться инокине Варваре Яковлевой и оставили при Вел. Кн. Сергее Михайловиче Управляющего делами Федора  С. Ремеза. Они разделили с князьями заключение в Напольной школе и приняли мученическую кончину. Поздней ночью на 18 июля 1918 г., под предлогом переезда в более безопасное место «на дачу», князей рассадили в крестьянские повозки и вывезли за город к заброшенной Нижне-Селимской шахте (в 12-ти верстах по заводской дороге к Верхне-Синячихинскому заводу). Князья Романовы были сброшены живыми в глубокую сырую шахту, которую забросали гранатами, горящим хворостом.

На утро после убийства местный совдеп сообщил о похищении Великих князей, но эта грубая ложь никого не обманула, и скрыть правду от населения большевикам не удалось.

Несколько дней спустя крестьяне, бывшие в лесу недалеко от шахты, слышали из-под земли глухие голоса и пение Херувимской песни.

28 сентября 1918 г. в город вступили части Белой Армии. Назначенная следственная комиссия по убийству Великих князей вскоре раскрыла место преступления и тела мучеников были подняты на поверхность. После проведения полицейско-медицинской экспертизы тела были перенесены 18 октября 1918 года в Екатерининскую церковь, где была отслужена всенощная заупокойная служба.

19 октября 1918 года Крестным ходом 8 гробов перенесли из Екатерининской церкви в Свято- Троицкий собор, там была отслужена литургия и отпетие. При стечении огромного количества народа под пение «Со святыми упокой» и «Коль славен наш Господь в Сионе» тела были захоронены и склепе справа от алтаря Собора.

14 июля 1919 года тела мучеников были вывезены отступающими частями Белой Армии из Алапаевска в Сибирь, В апреле 1920 года останки князей Дома Романовых и Ф. С. Ремеза были захоронены в склепе при храме св. Серафима Саровского в Пекине. Вел. Кн. Елизавета Феодоровна и инокиня Варвара погребены 30 января 1921 г. в крипте православной церкви св. равноап. Марии Магдалины в Иерусалиме.

С 1995 г. на месте мученической кончины Великих Князей дома Романовых, у шахты начато строительство мужского монастыря во имя Новомучеников Российских.

18 июля 2003г. в Напольной школе открыта Мемориальная комната св. прпмц. Вел. Княгини Елизаветы Феодоровны.

 

Спасо-Преображенский собор Невьянска — Каменная летопись православия

Храмы на Руси всегда являлись и являются неотъемлемой частью русского духа, культуры, и Невьянск — яркий тому пример. В XIX — начале XX веков при Невьянском заводе действовало от 8 до 13 православных церквей и старообрядческих часовен. Поход в храм в воскресный день был непременным атрибутом жизни заводского рабочего.

Самый крупный и известный из невьянских храмов — Спасо-Преображенский собор. Это такой же символ Невьянска, как и наклонная башня. В истории Спасо-Преображенского собора, как в летописи, запечатлены торжественные и трудные годы невьянского православия.

10 августа 1824 года в воскресный день по благословению епископа Пермского Дионисия началось строительство нового каменного храма. Строился Преображенский храм на средства заводовладельцев Яковлевых и на частные пожертвования.

Строительство храма началось как нельзя вовремя. В 1826 году старая деревянная церковь сгорела от неосторожного обращения с огнем сторожей. Каменный храм стал ее достойным преемником. К этому времени основные строительные работы были уже завершены. В 1827 году освятили правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. Спустя три года был освящен левый придел во имя апостолов Петра и Павла. В этом же году начал действовать главный центральный придел Преображения Господня.

Выстроен Преображенский храм в стиле позднего классицизма. По одной версии, его создателем мог быть известный екатеринбургский зодчий М. П. Малахов, по другой — не менее известный архитектор А. П. Чеботарев.

Место для строительства было выбрано не случайно — на центральной площади рядом с наклонной башней. Храм идеально вписался в существующий ландшафт. Его архитектура не спорила с башней, а дополняла ее изысканными классическими формами: купола храма перекликались с верхними ярусами домен и куполом башни господского дома Демидовых. Таким образом, единый ансамбль был дополнен и обогащен новыми красками.

Выглядела Преображенская церковь тогда следующим образом. Основная часть представляла собой квадрат, который венчали пять куполов. Центральный круглый барабан с куполом поддерживали изнутри четыре каменных столба и арки. Угловые купола опирались на малые арки и наружные стены. Купола имели форму полусферы и были покрыты листовым железом. Венчали купола медные позолоченные кресты.

Церковь была украшена шестиколонными дорическими портиками, которые завершали треугольные фронтоны. Главное крыльцо и два боковых были покрыты узорчатыми чугунными плитами (подобные находятся в наклонной башне). Такие же плиты покрывали пол в храме. Своды и стены храма скрадывал полумрак, выхватывая на миг то лик святого на иконе, то медный подсвечник. Лишь мерцание свечей играло на чугунных плитах пола. Сама атмосфера храма рождала ощущение чего-то необычного, таинственного, заставляя задуматься о смысле жизни.

В 1850 году было принято решение о пристройке к церкви каменного притвора с трапезной и колокольни. Как рассказывает предание, перед возведением колокольни священник поставил условие, чтобы она непременно была выше демидовской башни, так как “Бог выше Демидова”. Тем не менее по завершении строительства колокольня все равно оказалась ниже. Тогда было решено водрузить шпиль с крестом. В результате Спасо-Преображенская церковь превзошла наклонную башню по своей высоте: 64 метра против 57 с половиной.

Колокольня опиралась на широкий прямоугольный дверной проем притвора. При этом выступающий карниз делил четверик колокольни на две части. Стены в нижней части были прорезаны полукруглыми проемами, верхнюю часть четверика украсили прямоугольные и квадратные ниши. Второй ярус отличали большие полукруглые арки, дающие впечатление простора. Завершает колокольню третий ярус в форме цилиндра, прорезанный с четырех сторон арочными проемами. Венчает колокольню высокий, устремленный ввысь шпиль с крестом.

В эти годы храм приобрел тот неповторимый облик, запечатленный на немногих фотографиях и рисунках того времени. Вместе с наклонной башней и производственными зданиями Преображенская церковь составила единый архитектурный ансамбль, без которого немыслим старый Невъянский завод.

В середине 60 годов XIX века в трапезной было устроено еще два придела: правый, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, в честь Архистратига Михаила, и левый — в честь преподобного Саввы Освященного и святого Николая Чудотворца. Одновременно с этим в центральном Преображенском приделе вместо старых демидовских был установлен новый позолоченный иконостас с витыми колоннами, украшены Успенский и Петропавловский иконостасы. Все три иконостаса были выполнены в стиле барокко. Приделы изнутри ошпаклевали и покрасили зеленой масляной краской, большой купол расписали сюжетами на библейские темы. По словам специалистов, архитектурная четкость и монументальность внешнего вида создавали контраст с праздничным, красочным оформлением интерьера храма. Входя в церковь, верующий попадал в другой, необычайно красивый мир.

11 мая 1912 года указом Синода Спасо-Преображенская церковь получила соборный статус. В это время количество прихожан в ее приходе составляло уже свыше 15 000 человек. Появились в округе новые храмы, но равного Спасо-Преображенскому по-прежнему не было.

В 1927 году собор отметил столетие со дня освящения престола. В нелегкой обстановке проходили праздничные торжества. Невьянск, как и вся Россия, переживал гонения на храмы. Еще в 1922 году в городе работала специальная комиссия по изъятию церковных ценностей. Собор лишился 6 пудов 27 фунтов 26 золотников (109, 3 кг) серебряной и золотой утвари, драгоценных камней. Среди изъятого были такие уникальные вещи, как позолоченная риза Невьянского списка с Верхнетагильской иконы Богоматери “Знамение”, копье с крестом из чистой платины, серебряный позолоченный напрестольный крест с мощами святых и другое. Дальнейшая судьба святынь теряется во времени.

В 1932 году было принято решение о закрытии собора.. Храм лишили голоса: местные власти сняли с колокольни все восемь медных колоколов.

Здание Спасо-Преображенского собора было передано в пользование Невьянскому механическому заводу. Чтобы приспособить здание под производственный объект, в начале 40-х годов началась его перестройка: завершения основной части храма и его сводчатые перекрытия были разобраны. В результате сохранились только четыре наружные стены на высоту 6 метров от цоколя; купольное завершение, сводчатое перекрытие полностью утрачены. Одновременно была снесена колокольня.

После 1942 года были разобраны примыкавшие к фасадам портики, полукруглые окна заложены, вместо них пробиты новые прямоугольные. По проекту 1942 года в интерьере был устроен антресольный этаж. Здание покрыли новой крышей. Только трапезная дошла до нашего времени в неплохой сохранности: основной объем ее и первоначальное покрытие сохранились, восточное и западное окна на северном фасаде, полукруглые проемы верхнего и нижнего света сохранились частично.

Понадобились время, немалые средства и усилия многих людей, чтобы возродить уникальный памятник церковной архитектуры XIX века.

Алексей КАРФИДОВ,

заведующий историческим отделом Невьянского музея

«Урал», № 3, 2005 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели