Сергиев Посад. Путевые заметки

Продолжаем публиковать путевые заметки Александра Щербакова.

 

На пути у паломника не бывает ничего случайного. Вот и навигатор в нашем автобусе, повинуясь неведомой нам воле, проложил маршрут из Санкт-Петербурга совсем не тем привычным путём, которым попадают в Сергиев Посад туристы со всего мира.

«Дорога заставит транжирить

 О Родине тихую грусть.

 Заманные русские шири

 Запомнить нельзя наизусть»

и ещё:

«Пейзажей родных повторенье

  Как песни любимой повтор» – так пишет поэт, наш земляк и современник, Валерий Николаевич Ермолаев. Так было и с нами. За окном возникают то Кимры с почти патриархальным покоем, осиянные куполами Спасо-Преображенского собора и церкви Вознесения Господня, соседствующие с величавыми купеческими улочками; а то – своим «сталинским ампиром» напоминающая центр Челябинска строгая и молчаливая Дубна – наукоград, ровесник и соратник уральских Озёрска и Снежинска. А ещё – поля и перелески, волжские волны под гулкими мостами, и снова вспоминается Валерий Николаевич:

«В полях этих хочется сеять,

  На этих полянах косить,

  И можно о былях Рассеи

  У каждой былинки спросить».

Всё это щедро дарит паломнику дорога туда, где бьётся сердце России. Туда, где обитает её душа. Дорога в Сергиев Посад, к обители преподобного Сергия Радонежского. У стен Троице-Сергиевой лавры встречает нас проливной дождь, который незаметно сходит на нет, пока мы устраиваемся в комнатах одного из корпусов Паломнической слободы – небольшого гостиничного комплекса, расположенного у самых стен монастыря. Усидеть в уютной гостинице совершенно невозможно, и мы спешим по аллее вдоль белокаменных стен к Успенским воротам лавры, ещё не запертым на ночь, но  многозначительно притворённым. Ливень властно смыл с площади перед обителью и торговые палатки, и туристов, и попрошаек, а с ними – и суету уходящего дня. Этот час, должно быть, самый лучший для встречи. Проходим под аркой, и, едва оторвав взгляд от надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи, долго стоим, не в силах сделать и шага дальше, перед Успенским собором. Русская классическая церковная архитектура! Богословие, облечённое в камень. Золото центрального купола, отражённое в звёздах на четырёх боковых, небесно-синих: это сам Спаситель в окружении четырёх своих учеников, апостолов-евангелистов. Византийские кресты с подножием-чашей, венчающие купола. Росписи под сенью фасадных арок. Всё это можно, подобно книге Священного Писания, читать и перечитывать часами, вспоминая библейские сюжеты и образы. Так бы и поступил человек из далёкого прошлого, пешего века. Мы же, губительно привычные вечно спешить, всё же ступаем дальше, на соборную площадь, и – вот он, перед нами: Троицкий собор, где покоится главная святыня обители, мощи преподобного Сергия. Храмы уже закрыты, и это кажется очень правильно устроенным сейчас: ведь к святыне следует приступать, подготовившись молитвой, «со страхом Божьим и верою», а не в спешке  и с фотоаппаратом наперевес.  Поэтому, постояв и полюбовавшись отсветами  заката на белокаменных стенах и позолоте куполов, мы просто переходим по дорожкам лавры от храма к храму, стараясь напитать душу наступающей тишиной и покоем. С 88-метровой высоты лаврской колокольни лучит на всю округу крестик, в её нишах до своего часа хранят безмолвие колокола. Свечным пламенем вторит закату маленький купол на высоком шатре церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Укромные дорожки лавры: один Бог ведает, куда вы приведёте идущих по ним в этот вечерний час. Вдуматься только: по этим дорожкам ещё семинаристами ходили будущие митрополиты Михаил (Десницкий) и Филарет (Дроздов). Едва слышен звук шагов, а совсем рядом – негромкий галочий грай, где-то под сенью клёна и туи, возле самого здания Московской духовной академии. И снова, уже у самых ворот, останавливаемся, чтобы ещё раз окинуть взглядом Успенский собор. Только теперь примечаем у самого входа табличку с расписанием богослужений в лавре: в 05.30 – молебен с чтением акафиста Сергию Радонежскому в Троицком соборе; с 06.00 до 08.30 – исповедь в церкви Рождества Иоанна Предтечи; в 06.30 и 08.30 – литургии в Успенском и Троицком соборах; в 17.30 – вечерние богослужения. Благодарим Господа за щедро подаренные нам минуты, сложившиеся в без малого два часа созерцания земной и неземной красоты святой Сергиевой обители.

Наутро мы в Троицком соборе. На молебне у мощей преподобного Сергия, несмотря на раннее утро, весьма многолюдно. Только вот нет здесь толчеи и суеты, что «искушала» нас у часовни блаженной Ксении Петербургской. Открытые мощи святого, кажется, способны привести в трепет даже самое окаменелое сердце. Уже подойдя в свою очередь к святому, я обратил внимание на то, как своевременно и почти незаметно подсказывают и помогают братия лавры, волонтёры, да и сами прихожане – тем, кто полностью во власти растерянности, и тем, кто вдруг почувствует недомогание. Таких не спешат вывести из храма, а наоборот, подводят поближе, заботливо придерживая под руку, чтобы помочь справиться со своим состоянием.

После Троицкого собора уже не остаётся и тени помышления «походить – посмотреть» на уникальную храмовую архитектуру лавры: на всё это было у нас время вчерашним вечером. А сегодня утром душа просится пожить по монастырскому уставу: побывать на исповеди в церкви Рождества Иоанна Предтечи, а сразу после неё – на ранней литургии, в Успенском или Троицком соборах (начинаются они с разницей всего в тридцать минут). В это утро мы с родными выбрали Успенский собор. И снова, как и в Морском соборе Кронштадта, не найти слов, чтобы мало-мальски достойным образом пересказать величественный чин Богослужения. В этом нужно быть самому, просить об этом у Господа, как о великом даровании. И, пожалуй, страшиться, чтобы это благолепие не стало «привычным», чтобы «от частых посещений» не притупились восторг и острота восприятия происходящего.

Днём нас ожидала экскурсия в Гефсиманский Черниговский скит лавры, который находится всего в трёх километрах от Сергиева Посада, в посёлке Каляева. Совсем рядом с высоченными храмом и колокольней – отражение неба в зеркальной глади пруда, которую лишь изредка тревожат капли непродолжительного дождя. Во время экскурсии мы спускаемся в пещеры, устроенные в 1847-1851-х  годах, при святителе Филарете Московском, стараниями преподобного Варнавы Гефсиманского и всей скитской братии, по образу и подобию Киево-Печёрской лавры. И снова поражает сила духа живших здесь полтора столетия назад подвижников: в сыром, холодном, и лишённом малейшего источника дневного света подземном жилище – долгие годы в неустанных молитвах искать Божественного света, и находить его, и делиться им с приходящими паломниками…

В лавру мы возвращаемся как раз к вечерней службе. Уже схлынул поток туристов, среди которых, на удивление, преобладали выходцы из Поднебесной, и снова есть возможность не спеша заглянуть в укромные уголки обители, которая на протяжении всей своей истории испытывала и продолжает испытывать на себе заботу и заступничество своих небесных покровителей. А на Сергиев Посад снова опускается вечер, и снова закат побуждает открыть затвор фотокамеры, и повторить фотосъёмку. В этом настроении мы возвращаемся в Паломническую слободу. По дороге домой у нас теперь осталась только остановка – в Чебоксарах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели